Чего не надо делать во время портретной съемки людей? 

С постоянной периодичность мои ученики и фотолюбители во время вебинаров спрашивают: «Как лучше взаимодействовать с „моделью“ во время съемки? О чем с ней говорить?».

Фото: Николай Казаков

Ответа в виде шаблона или готовой таблицы на этот вопрос нет, хороший результат зависит от многих причин, а не только от того о чем говорить с моделью и как ее поставить.

Сегодня в статье поделюсь своим опытом портретной съемки и расскажу, что лучше не делать на фотосъемке.

Что не надо делать во время фотосессии:

  1. Смотреть большую часть съемки в видоискатель камеры, используя фразы-указания.

Для многих людей находиться перед камерой огромная психологическая проблема и напряжение, как часто и для фотографа.

Самое эффективное средство для того, чтобы « растопить лед» — это общение. Не существует конкретных тем или заготовок фраз для «успокоения» человека и получения в итоге естественных снимков.

Каждый человек уникален и общайтесь с ним так, как вы это делаете с незнакомыми людьми на работе, отдыхе или в путешествии. В большинстве случаев можно найти точки соприкосновения и общее интересы с человеком. Главное не молчать.

Если человек слышит только «выстрелы» затвора (или не слышит на цифровиках) и фразы типа «посмотрите вправо», «поверните голову влево», «встаньте боком», то большинство людей не смогут избавиться от дискомфорта. Как результат — вы не передадите на снимке настоящего человека.

Общайтесь и создавайте доверительную атмосферу на съемке. Проще будет и вам и «модели».

2. Показывать фотографии во время съемки.

Часто фотографа просят сразу показать фотографии в процессе съемки на экране камеры. Я не рекомендую этого делать по двум причинам:

  1. Вы покажите первый раз снимок, людям понравится и каждые 5 минут они будут обращаться с той же просьбой. В итоге вы будите отвлекаться и потеряете время, а время это кадры.

2. Вы можете показать «не фотогеничный» кадр (который при отборе улетит в корзину), человек напридумывает себе, что все кадры такие и он не фотогеничный. Как итог — закрытость и напряжение на оставшееся время съемки.

Если очень хотите показать, то можно показать какой-нибудь один суперкадр, сказав при этом, что покажите только один снимок, а остальной материал после обработки.

3. Планировать несколько творческих съемок подряд.

В моей практике были случаи, когда я подряд одну за другой проводил 4 полноценные творческие фотосессии (про коммерцию я не говорю в данной статье). Скажу вам, что эффективность заметно снижается уже в конце второй съемки. А во время 3 и 4 съемки уже думаешь: «Скорей бы домой, зачем я столько набрал!».


Лучше в спокойном режиме с удовольствием провести одну съемку и поехать домой тут же ее обрабатывать, чем нагружать себя 2, 3, 4 съемками.

4. Делать фон резким.

Очень часто при съемке портрета фотолюбители чрезмерно закрывают диафрагму и в результате получают, как на большинстве пейзажных снимков, в резкости все объекты на фотографии.

Использовать закрытую диафрагму (f 8-16) целесообразно только в том случае, если вы снимаете человека на фоне памятника, здания или пейзажа из серии «я тут был», когда действительно по законам жанра желательно показать все планы резкими.

При съемке портрета психологического лучше использовать открытую диафрагму (f 1.8-2.8), чтобы получить при правильном выборе дистанции «боке» на заднем плане.

5. Фотографировать портреты широкоугольным объективом.

Звонит мне заказчик и серьезным голосом спрашивает: » Николай, вы делаете портретные фотографии, чтобы головы были большие, а ноги маленькие?».

После такого вопроса я понимаю, что после какой-то съемки клиент получил от фотографа порцию фотографий, снятых на «ширик» с близкого расстояния. Я его успокоил, что без просьбы человека сделать ему лицо, как у инопланетянина, я так не снимаю.

На широкоугольные объективы можно снимать портреты, но это портреты в полный рост, с соблюдением дистанции, которая не искажает пропорции человека. Не стоит забывать и о точке съемке (при полноростном портрете объектив на уровне пояса человека).

Для создания арт-портретов в фэшн индустрии с осознанными и продуманными искажениями «ширик» подходит, но это отдельная тема для обсуждения.

6. Глаза вне резкости.

Vultus est index animi (глаза — это зеркало души).

К сожалению, просматривая фотоальбомы фотографов в ВК очень часто встречаю снимки, когда фокус вместо глаз получается на задней стене или на спинке кровати. Фокус должен быть на главном объекте снимка, а никак не на фоне.

В 99% случаев надо фокусироваться на глаза при съемке портретов. Я рекомендую очень внимательно и ответственно подходить к отбору фотографий по фокусу. Не попали по каким-то причинам в фокус- удаляйте кадр, снимете новый. Приучайте себя к качественной картинке.

Когда возникает проблемы с фокусировкой:

  1. На открытой диафрагме при съемке на бюджетный полтинник. Рекомендация: при съемке на объектив 50 mm 1.4 советую вам использовать диафрагму, начиная со значения 1.8-2.0; при использовании объектива 50 mm 1.8 — диафрагму начиная со значения 2.2-2.5.

2. При съемке на открытой диафрагме в контровом свете.

3. При бэк-фокусе или фронт-фокусе. В этом случае необходимо сдавать объектив на юстировку в сервис-центр, тк это уже проблемы с объективом.

Хороших снимков!

С уважением,

Николай Казаков.

ШКОЛА ФОТОГРАФИИ «ФОТОНИКА»

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

3 действия, которые не стоит делать во время постановочной портретной фотосъемки детей.

Очень часто я вижу на различных съемках, как фотографы делают из детей манекены во время съёмки. Поэтому хочу...
Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Как снимать пейзажи из окна во время движения самолета, поезда или автомобиля?

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Почему нельзя говорить ребенку «улыбнись» во время портретной фотосъемки?

Почему нельзя говорить ребенку «улыбнись» во время портретной фотосъемки. Как поймать живые эмоции детей на съемке...
Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

4 минуса дистанционного обучения фотографии.

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Чем полезен смартфон для фотографа?

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

4 плюса дистанционного обучения фотографии.

Уже пошел 12 год, как я перестал быть только фотографом, а стал еще и обучать людей фотоделу, передавая ученикам свой...
Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

На какие вопросы нужно ответить начинающему фотографу при покупке фотоаппарата.

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Как сделать фотографию заката более теплой, без синеватого оттенка? Секреты баланса белого.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как наши закатные фотографии можно сделать более теплыми и приближенными тому, что...
Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Как самостоятельно сфотографировать праздник в детском саду?

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Студия или улица? Как выбрать локацию для портретной съемки?

Чего не надо делать во время портретной съемки людей?. Николай Казаков. Профессиональный фотограф. Преподаватель фотографии

Где начинающему фотографу искать моделей для съемки?