Очень часто я вижу на различных съемках, как фотографы делают из детей манекены во время съёмки. Поэтому хочу обсудить детский портрет, и те аспекты, которые на мой взгляд важно учитывать для получения эмоционального детского портрета.
Дети — это эмоции, искренность и открытость. Исходя из этого задача фотографа опираясь на эти качества, взаимодействуя с ребенком, должен снять портрет, который не будет похож на «фото на паспорт» или картинкой из книги «1000 поз для моделей». Да, чем старше ребенок, тем сложнее найти с ним контакт, но в этом и заключается профессионализм фотографа.
Чтобы сделать естественным ребенка на снимке, фотограф не только должен «быть на ты» со своей камерой, он должен любить детей и уметь с ними общаться, и ему должно это нравится. К примеру, если я не люблю заниматься предметной сьемкой, то я практически и не снимаю в этом жанре.
Я не против фирм, которые занимаются «школьной фотографией», но считаю, что если вы берете деньги и называете себя «профессионалами», то и результат должен быть качественный, а фотографы должны обладать соответствующими навыками для работы с детьми. Не нужно снимать одному фотографу по 200-300 детей за несколько часов, а надо строить процесс исходя из желания сделать результат, а не быстро заработать денег.
А теперь переходим к тому чего же не стоит делать в процессе работы с детьми.
«Улыбнись дяденьке-фотографу».
Первая очень часто встречающаяся «ошибка» — это говорить ребенку, чтобы он улыбнулся в камеру. Эти фразы в большей степени встречаются во время съёмке детей дошкольного возраста, когда дети слушаются лучше и доверяют взрослым. Чаще всего эта просьба исходит от мамы, ну и понятно, что и фотографы тоже периодически этими указаниями пользуются. За 17 лет работы фотографом я слышал различные варианты фраз, победителем для меня является фраза: «Покажи фотографу зубки!» (результат на снимке понятно какой получается).
Если во время моих съёмок я слышу эти фразы-рекомендации, то корректно объясняю родным, что делать этого не стоит. Улыбка ребенка на фотографии — это ответная реакция на событие, которое должно вызвать у ребенка улыбку, а не результат искусственного растяжения мимических мышц в ответ на просьбу взрослых. Меня очень расстраивает, когда я вижу, что маленькие дети, увидев мой направленный объектив на себя, начинают демонстрировать улыбку, значит у них уже выработался автоматизм «объектив — улыбка».
«Покажи, как ты думаешь!»
Вторая «ошибка» — это фразы-указания с желанием сделать из ребенка модель, философа или взрослого человека. Поясняю. Это просьбы исходящие уже в большинстве от фотографа поставить или приложить руки ребенка в какие-то позы для получения только ему понятного «результата». Я понимаю, что для модельного портфолио можно использовать определенные позы и жесты, но не для естественного портрета, когда эти позы и образы в большинстве выглядят ужасно и фальшиво. Если нужна фотография с руками в кадре, то на мой взгляд лучше дать ребенку в руки какой-то небольшой предмет (ручку, игрушку, мячик, книжку), чем выставлять эти руки в неестественных положениях. И руки будут заняты и картинка, а итоге будет более естественно выглядеть.
«Нельзя молчать!»
Ну и последнее — нельзя молчать во время съёмки, и быть шпионом во время работы с детьми. Фотограф должен общаться с детьми на их языке и с учётом возраста. Где — то он может быть клоуном, где-то поговорить о интересах детей и музыке, где-то пошутить. И это взаимодействие позволит получить больше живых и открытых кадров.
С уважением, Николай Казаков.